Новости
29.03.2014 | Доклад на конференции 12 марта 2014 “Роснефть РН-Битум”

В рамках проводимой конференции 12.03.14 – Председатель Правления НП “РОСБИТУМ” Саблин С.И. выступил с докладом “О разработке программы развития и оптимального размещения мощностей по производству нефтяных дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих на территории Российской Федерации на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сечина И.И. № ИС-П9-2502 от 02.05.2012 г.”.

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается очень сложная ситуация с обеспечением долговечности автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. Неудовлетворительное состояние автодорожного покрытия является серьезным ограничением для социально-экономического развития России.

news_1

Сегодня узаконены недопустимо низкие сроки службы асфальтобетонных покрытий – 3–4 года, при нормативных сроках службы дорожной одежды в целом – 10-12 лет. Основная причина такой ситуации – качество широко применяемого для приготовления асфальтобетонных смесей битума (хрупкий при температурах ниже минус 200С, размягчается и неэластичный при температурах выше 500С) не обеспечивает требования климатических условий и условий движения автомобилей. Вопрос качества дорог наиважнейший и требует скорейшего разрешения. Широкое применение полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) в дорожном строительстве позволит более чем в два раза увеличить срок службы асфальтобетонных покрытий и значительно сократит финансовые затраты на их содержание.

Необходимо расставаться с использованием устаревших материалов и технологий в пользу повсеместного внедрения новых. Эффективность использования дорожных покрытий, изготовленных на полимерно-битумных вяжущих, подтверждается зарубежным опытом. Например, в Европе доля покрытий на ПБВ составляет более 25% от общих объемов битумов, на Аляске с ее жестким климатом этот показатель составляет 50%, в юго-восточных странах и Китае полимерно-битумные вяжущие с 2000 года стали обязательными при строительстве новых магистралей.

В России, еще в далеком 1995г. в соответствии с приказом Федерального Дорожного Департамента № 9 от 31.01.95 «О повышении качества выпускаемых асфальтобетонных смесей» была инициирована процедура по внедрению модифицированных битумов при устройстве асфальтобетонных покрытий. К сожалению, коллеги, можем констатировать, что к 2014 году в России ПБВ применяется избирательно и в минимальных дозах – около 1-2% от объемов дорожных битумов. При этом не всегда учитывается и не регламентируется в Проектах главное преимущество ПБВ.

По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Игоря Ивановича Сечина № ИС-П9-2502 от 02.05.2012 г. Объединению производителей и потребителей битумных материалов, совместно с Минэнерго России, Минтрансом России, ФДА «Росавтодор» и нефтяными компаниями поручено разработать и утвердить программу развития и оптимального размещения мощностей по производству нефтяных дорожных битумов и полимерно-битумных вяжущих.

news_2

Первым шагом по реализации данного поручения и в целях координации деятельности участников битумного рынка России учреждено некоммерческое партнерство «РОСБИТУМ», перед которым поставлена задача объединить производителей и потребителей битумных материалов для развития битумного направления. Для получения качественного вяжущего считаем необходимым изменить подход к его производству и применить новые схемы взаимодействия участников битумного рынка в рамках профильного Партнерства.

Одним из перспективных направлений, позволяющих решать задачи по совершенствованию дорожного покрытия является применение инновационных материалов. Учитывая значительное увеличение срока службы дороги, применение ПБВ, безусловно, экономически обосновано. Преимущества ПБВ напрямую связаны с видом использованной битумной основы и полимера, а также с типом технологического процесса, применяемого при модификации.
Битум, модифицированный полимерами, является качественно новым материалом. Но чтобы ПБВ соответствовал стандарту, его необходимо изготовить из битума стабильного качества на эффективных установках. Вынуждены констатировать, что основным сырьём для производства дорожного битума в нашей стране являются остаточные продукты нефтепереработки, а существующие программы развития направлены в первую очередь на получение высококачественного моторного топлива.

Технологические процессы современного нефтеперерабатывающего предприятия и перспективы ближайшего времени по развитию нефтепереработки позволяют производить битумы только при использовании композиционного сырья. Но чтобы соблюдать мероприятия, без которых не произвести качественный битум, необходимо:

1. Иметь стандарт на сырье на всех без исключения предприятиях, производящих битумную продукцию;
2. Идти к качеству производимых битумных материалов через улучшение качества сырья для производства этих материалов;
3. Строго соответствовать требованиям стандартов на сырье для производства битумных материалов.
Необходимо переработать имеющиеся и ввести новые нормативно–технические документы, регламентирующие требования к дорожным битумам с учётом изменений транспортных нагрузок и конкретных климатических условий регионов. В связи с обширной географией страны и неравномерностью регионального развития сформировалось несбалансированное размещение нефтеперерабатывающих предприятий. Необходимо развивать региональное производство битумных материалов для конкретного региона, учитывая объёмы и качественные характеристики выпускаемых битумов и ПБВ. Такие вяжущие должны отвечать дорожно-климатических требованиям конкретного региона, а также видам работ, выполняемых дорожными организациями.

news_3

Во всем мире дорожные битумы выпускают на профильных предприятиях из битуминозной нефти. Схема производства организована как самостоятельное битумное направление нефтепереработки.
Исходя из важности вопроса (а развитость автодорожной сети определяет экономическое развитие государства) необходимо создание Битумной нефтепереработки:
- либо через принятие Государственной программы (как самостоятельный элемент Энергетической и Транспортной стратегии государства);
- либо на основе частно-государственного партнёрства.
Необходимо еще раз сказать о целесообразности создания сети региональных Битумных заводов в регионах интенсивного потребления битума и ПБВ с транспортной доступностью в 500-800 км. При этом максимально исключить сверхдальние перевозки битумных материалов. Поставки вяжущих потребителю необходимо организовывать без промежуточных перегрузов. Для этого при региональном битумном заводе нужно создавать парк битумовозов как логистической составляющей.

Необходима организация сквозного лабораторного контроля качества вяжущих. Особое внимание должно уделяться соблюдению технологических и температурных процессов на всех этапах при производстве и укладке асфальтобетонной смеси.
При применении битумных материалов требуемого качества, производящихся на региональном битумном заводе, необходимо широкое введение «контрактов жизненного цикла» при строительстве новых магистралей. Имея гарантию качества вяжущих от производителя уместно говорить о 10 летнем гарантийном сроке на неразрушение дорожного покрытия. Внедрение «контрактов жизненного цикла» позволит мотивировать дорожных подрядчиков к повышению качества строительства и привлечь в отрасль частные инвестиции.
По итогам проведенной совместной работы в рамках начала своей деятельности «РОСБИТУМ» продолжает обобщение полученных ранее предложений и опытных наработок от нефтяных компаний, дорожно-строительных предприятий с целью выработки первостепенных мер по развитию современного битумного направления.

В ближайшее время нам необходимо подготовить комплекс мер, требующий экспертного анализа специалистов нефтяных, дорожных, нефтехимических и экологических компаний. Мы надеемся, что «РОСБИТУМ» совместно с коллегами предложит эффективный механизм по реализации программы создания в России современного битумного направления.
Учитывая, что многие из присутствующих активно поддерживали идею создания Объединения производителей и потребителей битумных материалов «РОСБИТУМ», мы приглашаем к активной деятельности всех, кто заинтересован в создании современного битумного направления, строительства качественных дорог, развития транспортной инфраструктуры для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации.

просмотреть все новости